После моих комментариев привожу полный текст выступления Медведева.
Мои комментарии.
- Во первых на заседании не было Путина, который буквально три недели назад сообщил, что Россия будет добывать по 500 миллионов тонн нефти еще сорок лет.
- Сразу после такого заявления, я написал несколько заметок в своем блоге показывающих, что Россия не сможет добывать сорок лет по 500 млн тонн...
- Примечательно, что тема нефти вынесена на рассмотрение СНБ России - возможно мои заметки попались на глаза умному человеку.
- Давайте перейдем к делу... “Запасы нефти выработаны в России более чем на 50 процентов....” Как расшифровать эту фразу?
- Во первых значительная часть той половины нефти которая осталась - это миф, это запасы открытые бюрократами в министерствах...
- Во вторых половина нефти которая уже добыта в России очень и очень отличается от той половины которая осталось. Добыта нефть из крупных месторождений - она дешевая и качественная. Нефть которая осталась - очень дорогая, находится в мелких месторождениях и ниже по качеству.
- Если мы посмотрим на отношение энергии на выходе и на входе для нефти которая уже добыта и для нефти которая осталась то для первой он был 40-100, а для остатка 1-10. Выходит что значительная часть оставшейся в России нефти будет потрачена на ее добычу.
- Теперь посмотрим на саму цифру - 50 процентов. Она вызывает сомнения. Скорее всего 50 процентов оставалось в 1991 когда Россия достигла пика добычи нефти. После этого вертикальные скважины начали заменять горизонтальными. Новые скважины позволили добывать нефть быстрее, таким образом маскируя реальный пик добычи нефти в России.
- С помощью горизонтальных скважин можно добывать нефть скорее, но в сумме общее количество добытой нефти будет таким же как и при добыче с помощью вертикальных скважин.
- Совершенно по разному выглядят графики падения добычи нефти при добыче с помощью вертикальных и горизонтальных скважин. При вертикальных график выглядит как колокол и добыча падает сравнительно медленно. При горизонтальных график выглядит как половинка колокола или как акулий плавник - добыча может упасть на 90 процентов за шесть месяцев.
- По моему мнению Россия находится сейчас на высшей точке половики колокола - месторождения истощены и добыча будет падать стремительно.
- Для небольших месторождений разбросанных по России впереди неясные перспективы. На заседании сообщили что крупных проектов нет и если будут то результаты будут через десять лет. Мелкие месторождения имеют очень короткий срок жизни и низкий EROI.
- Таким образом надо очень и очень бережно использовать то что осталось к месторождениях гигантах и переосмыслить что же есть для России нефть.
- Нефть не источник валюты для закупки мерседесов и предметов роскоши, нефть это шанс для России на выживание и этот шанс в настоящий момент расходуется впустую.
- Очень радует что в СНБ заинтересовались тематикой энергии и нефти. Надеюсь будут приняты меры по наведению порядка в отрасли.
О состоянии и мерах по обеспечению энергетической безопасности России
13.12.2010
На заседании Совбеза Дмитрий Медведев поручил Правительству разработать Доктрину энергетической безопасности.
По словам главы государства, первоочередными мерами по реализации доктрины должны стать, в частности, устойчивое и долгосрочное снабжение страны энергоресурсами, активное развитие гидроэнергетики и альтернативных источников энергии, определение порядка быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации, модернизация предприятий топливно-энергетического комплекса, особые меры защиты энергетических объектов от террористов, международная энергетическая кооперация.
Глава государства подчеркнул, что энергобезопасность - одна из ключевых гарантий суверенного развития страны, прямо влияющая на решение социально-экономических задач, конкурентоспособность России на глобальных рынках и рост её международного авторитета.
* * *
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые коллеги!
У нас в повестке дня один из вопросов, который является, наверное, ключевым в экономической сфере, во всяком случае, мы очень часто к нему обращаемся, - это энергетическая безопасность страны.
Энергобезопасность в любом государстве рассматривается в качестве гарантии суверенного развития нации. То же самое относится и к нашей стране, хотя мы, казалось бы, энергией обеспечены больше, чем кто бы то ни было. Эта энергобезопасность прямо влияет на решение самых разных задач, прежде всего, конечно, социально-экономических, и на конкурентоспособность экономики в целом.
Сегодня российских ТЭК - это приблизительно 12 процентов мировой торговли нефтью, углем и практически четверть мировой торговли газом, четвертое место в мире по производству электроэнергии. Это, конечно, очень мощные показатели.
Энергетический сектор дает почти треть валового внутреннего продукта страны. В этом и гарантии нашего развития, и сложности нашего развития. Мы понимаем, сколь нестабильна конъюнктура энергетического рынка (это было в очередной раз доказано событиями конца 2008 года - начала 2009 года), она частенько меняется и зачастую не в пользу государств, которые производят энергию, в том числе России. Это связано, кстати, не только с резкими (особенно в период кризиса) колебаниями цен на нефть, но и с нарастающим дефицитом энергоносителей.
Мы неоднократно говорили, что Россия заинтересована не в монопольно высоких ценах на энергоносители, а в их стабильных, предсказуемых границах, в разумных ценах. При этом разведанные запасы нефти и газа в нашей стране, конечно, уменьшаются, хотя их еще вполне достаточно.
Отстает и технологический уровень российского топливно-энергетического комплекса. Износ его мощностей особенно в электроэнергетике приводит к сбоям в энергоснабжении, в теплоснабжении, к техногенным авариям, в том числе к таким страшным, как это было на Саяно-Шушенской ГЭС.
Весьма неблагоприятным остается и воздействие ТЭКа на окружающую среду. Здесь ни убавить, ни прибавить.
Очевидно, что нам нужна целостная система мер, которая позволит навести не только элементарный порядок, но и осуществить самое главное - модернизацию российского ТЭКа. Мы решения в этой сфере принимали, они действуют - это и энергетическая стратегия, и генеральная схема размещения объектов в электроэнергетике, нефтяной отрасли, газовой отрасли. Однако этого все равно недостаточно.
Мы должны думать о комплексном подходе к этой теме. Поэтому Правительство должно разработать специальную доктрину энергетической безопасности, что в данном случае вполне оправданно, и определиться с ее первоочередными мерами, с мерами по реализации этой доктрины. Некоторые из них я сейчас назову.
Первое. Нужно обеспечить устойчивое и долгосрочное снабжение страны энергоресурсами, сформировать резерв этих ресурсов. Что происходит в сфере энергоэффективности, мы все знаем. Мы, к сожалению, зачастую неоправданно много тратим наших газовых запасов, переводя на голубое топливо даже те ТЭЦ и котельные, где можно было бы эффективно использовать уголь или какие-то иные виды топлива. Так проще. Схема решения понятна. Но во всем мире к решению таких задач применяется дифференцированный подход.
Я уже неоднократно обращал внимание наших коллег-губернаторов на то, что не во все медвежьи углы необходимо обязательно тащить газ, особенно в той ситуации, когда там один-два дома. Гораздо проще снизить стоимость электроэнергии, поставить качественные электрические приборы тем людям, которые там живут.
У них качество жизни от этого не пострадает, но мы не будем тратить десятки километров труб и не будем создавать избыточные мощности. Поэтому позицию, которой я занимался и продолжаю, кстати, за ней следить - газификацию всей страны, - нельзя понимать так слишком буквально, она должна быть разумной.
Нужно создать условия для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭК, стимулировать топливные компании к внедрению новых технологий, способных дать большую отдачу в нефте- и газодобыче.
Второе. Нам нужно активнее развивать гидроэнергетику и другие виды нетопливной энергетики, как наиболее экономичные и экологически чистые, расширять в регионах строительство энергетических объектов с использованием местных ресурсов, в том числе, конечно, и на возобновляемых и альтернативных источниках энергии. Нам потребуется и отдельная программа по добыче углеводородного сырья из нетрадиционных источников, а также регулярный мониторинг появляющихся в этой сфере технологий и планов по их внедрению.
Третье. Нужно обеспечить экологическую безопасность. Для объектов ТЭКа должен быть определен порядок быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации производственного, природного характера.
Введен предельно возможный срок эксплуатации энергоустановок и запрет на использование физически изношенного и морально устаревшего энергооборудования. Здесь нужно правду говорить о том, что у нас может работать, а что нет, а не пытаться её лакировать.
Надо также создать систему наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов, особенно в районах освоения крупных и уникальных месторождений.
Что касается континентального шельфа. Мы договаривались провести проверку нефтедобывающих объектов на наличие безопасных технологий и оборудования для того, чтобы локализовать аварии, а также создать региональные центры мобильных сил, которые способны в режиме постоянной готовности решать задачи ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Мне уже неоднократно приходилось говорить, что все мы, а не только американцы, должны извлечь уроки из аварии в Мексиканском заливе, поэтому есть и глобальная инициатива. Но нам нужно думать о своей ответственности, не на других пальцем показывать, а быть уверенными, что наши объекты находятся в безопасном состоянии.
Особые меры нам нужно принять по охране этих объектов от террористических посягательств. Мне тоже об этом уже приходилось, к сожалению, говорить после совершения терактов на таких объектах. Там должна быть нормальная современная система охраны и жесткая дисциплина. Как только начинается какая-то халява, обязательно кто-нибудь залезет.
Четвертое. Ключевой вопрос - модернизация предприятий всей инфраструктуры ТЭКа, переход этих объектов на инновационную модель развития. Здесь понятно, что делать. Нужно строить современные генерации, современные энергетические сети, обеспечить возможность их параллельной работы с энергетическими системами иностранных государств там, где нам это выгодно. Для этого поддержать научные исследования и разработки, направленные на создание перспективных технологий.
Значительный эффект может дать формирование так называемых технологических платформ и интеллектуальных электрических сетей, применение в энергетических технологиях наноматериалов и даже использование тех же самых наших суперкомпьютеров, для того чтобы правильным образом эти энергетические потоки разносить.
Не менее важно совершенствовать систему обучения современным технологиям, что должно делаться в каждом регионе. Нужно развивать новые формы международной энергетической кооперации. В частности, это касается не только Европы, где все дорожки нами проторены - мы понимаем, куда мы заходим, с кем мы общаемся, - но и прежде всего в значительной мере государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Регион для нас относительно новый (хотя мы сами - часть этого региона), очень быстро растущий и крайне перспективный. Нужно обратить на него максимальное внимание, особенно в контексте предстоящего саммита АТЭС, который состоится в нашей стране в 2012 году.
Еще раз хотел бы подчеркнуть, энергобезопасность нам нужна не ради выполнения соответствующих стандартов, а для решения важнейших социальных проблем, решения задач, которые стоят перед нашим государством, - это тепло и свет в домах, школах, больницах, развитие жизни в наших населенных пунктах. Именно этим вопросам и нужно уделять основное внимание.
Участники заседания Совета Безопасности «О состоянии и мерах по обеспечению энергетической безопасности России»
Постоянные члены Совета Безопасности:
МИРОНОВ Сергей Михайлович - Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович - Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
ПАТРУШЕВ Николай Платонович - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
ЛАВРОВ Сергей Викторович - Министр иностранных дел Российской Федерации
НУРГАЛИЕВ Рашид Гумарович - Министр внутренних дел Российской Федерации
БОРТНИКОВ Александр Васильевич - директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации
ФРАДКОВ Михаил Ефимович - директор Службы внешней разведки Российской Федерации
* * *
Члены Совета Безопасности:
ЧАЙКА Юрий Яковлевич - Генеральный прокурор Российской Федерации
КУДРИН Алексей Леонидович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации
КОНОВАЛОВ Александр Владимирович - Министр юстиции Российской Федерации
ШОЙГУ Сергей Кужугетович - Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ВИННИЧЕНКО Николай Александрович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
ИШАЕВ Виктор Иванович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе
КЛЕБАНОВ Илья Иосифович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
РАПОТА Григорий Алексеевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
ТОЛОКОНСКИЙ Виктор Александрович - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
УСТИНОВ Владимир Васильевич - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе
ИВАНОВ Виктор Петрович - директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков
СОБЯНИН Сергей Семёнович - мэр Москвы
МАКАРОВ Николай Егорович - начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации
ПРОНИЧЕВ Владимир Егорович - первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации
* * *
Приглашённые на заседание:
СЕЧИН Игорь Иванович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
БРЫЧЁВА Лариса Игоревна - помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
ДВОРКОВИЧ Аркадий Владимирович - помощник Президента Российской Федерации
ПРИХОДЬКО Сергей Эдуардович - помощник Президента Российской Федерации
ЧУЙЧЕНКО Константин Анатольевич - помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации
НАБИУЛЛИНА Эльвира Сахипзадовна - Министр экономического развития Российской Федерации
ТРУТНЕВ Юрий Петрович - Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФУРСЕНКО Андрей Александрович - Министр образования и науки Российской Федерации
ШМАТКО Сергей Иванович - Министр энергетики Российской Федерации
КИРИЕНКО Сергей Владиленович - генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ Илья Вадимович - начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации
ЛАВЕРОВ Николай Павлович - вице-президент Российской академии наук
От аппарата Совета Безопасности:
БУЛАВИН Владимир Иванович - первый заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
БАЛУЕВСКИЙ Юрий Николаевич - заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
ЗУБАКОВ Юрий Антонович - заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
СОБОЛЕВ Валентин Алексеевич - заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
АВЕРЬЯНОВ Юрий Тимофеевич - помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
ЖУРАВЛЁВ Александр Ильич - референт аппарата Совета Безопасности Российской Федерации
СИДОРОВ Борис Иванович - референт аппарата Совета Безопасности Российской Федерации
ВАЛЮКОВ Валентин Владимирович - начальник департамента аппарата Совета Безопасности Российской Федерации
Комментариев нет:
Отправить комментарий